Опрос:
3.1. ВЫБОР ФОРМЫ И ГЛАВНЫХ РАЗМЕРЕНИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАДУВНЫХ ЛОДОК

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАДУВНЫХ ЛОДОК

 3.1. ВЫБОР ФОРМЫ И ГЛАВНЫХ РАЗМЕРЕНИЙ

 Приступая к разработке конструкции надувной лодки, необходимо прежде всего сформулировать основные требования, которым должна отвечать будущая модель. Новая лодка должна быть безопасной, простой и удобной в эксплуатации, технологичной и экономичной в производстве, должна обладать хорошими мореходными качествами, иметь законченную форму и красивый внешний вид. Не всегда удается соединить эти качества в одном проекте, поэтому конструктор добивается оптимального соотношения заданных требований, обращая основное внимание на обеспечение безопасности плавания.

 

ФОРМА. Проектирование лодки начинают с выбора формы, которая определяется назначением лодки, условиями эксплуатации, пассажировместимостью, грузоподъемностью, мощностью мотора или площадью паруса и другими дополнительными характеристиками, содержащимися в техническом задании. Конструктор, начинающий разработку лодки, как правило, стремится создать лодку оригинальной формы, которая выгодно отличалась бы от уже существующих. Но на практике решить эту задачу удается лишь немногим, так как, во-первых, известные формы лодок в основном удовлетворяют различным условиям эксплуатации и, во-вторых, в любом случае, независимо от воли конструктора, его проект формы лодки будет лишь повторением или развитием предыдущих решений, отличающихся от известных оригинальностью исполнения отдельных элементов лодки. Поэтому нецелесообразно увеличивать время разработки для создания сверхоригинальной формы будущей лодки. Самым простым и экономичным оказывается путь, при котором за основу будущей модели берется прототип лодки, зарекомендовавшей себя в эксплуатации наилучшим образом.

При выборе прототипа необходимо просмотреть имеющуюся литературу, а также фирменные каталоги и проспекты ведущих стран — изготовителей надувных лодок. Кроме того, целесообразно провести глубокий патентно-информационный поиск с целью изучения известных конструктивных решений и выявления конкурентоспособных направлений проектирования отдельных элементов, которые в большей степени соответствуют требованиям, предъявляемым к будущей лодке. При проектировании по прототипу основные характеристики взятой за основу лодки можно изменять по желанию проектировщика.

Лодки всех известных типов (условно сгруппированных в четыре для гребных и пять для моторных) имеют в основном одну из трех форм, отличающихся расположением надувных бортов в плане.

Для большинства гребных лодок, предназначенных для рыбной ловли, охоты, водного туризма и отдыха на воде, надувных байдарок, парусных лодок с площадью паруса до 3 м2 и лодок с подвесными моторами малой мощности до 7,35 кВт (10 л. с.), эксплуатирующихся в режиме плавания, наиболее распространенной является О-образная форма. Эта форма позволяет максимально использовать полезную площадь кокпита, обеспечивать приподнятость как носовой, так и кормовой части. Для получения оптимального расхождения волны от носа лодки с такой формой, способствующего лучшему скольжению, необходимо, чтобы лодка имела в носовой части сужение больше, чем в корме.

Надувные лодки с подвесными моторами средней и большой мощности и парусные лодки с площадью паруса от 3 до 6 м2 имеют U-образную форму. Данная форма позволяет улучшить гидродинамические качества и безопасность плавания, особенно при выходе моторной лодки на глиссирование, и увеличить эффективность работы руля парусной лодки. Для гребных лодок эта форма не получила распространения.

 Форма лодок с двумя надувными поплавками, расположенными параллельно друг другу и соединенными между собой эластичным днищем либо жесткой платформой, распространена в основном для одноместных и двухместных гребных лодок, которые по сравнению с аналогичными по размерам лодками других форм имеют большую полезную площадь кокпита. Такие лодки с днищем, расположенным выше уровня воды (катамараны), имеют повышенную остойчивость, грузоподъемность и вместимость, хорошие мореходные качества, однако для обеспечения жесткости их конструкции требуется установка дополнительных элементов. Катамараны трудоемки при сборке и разборке. Они используются чаще всего туристами в гребном и парусном вариантах с площадью паруса больше 6 м2, реже с подвесными моторами.

Нередко удачно разработанная модель надувной лодки становится базовой и служит «родоначальницей» целой группы моделей, отличающихся друг от друга лишь размерами и некоторыми конструктивными изменениями комплектующих деталей. Это позволяет расширить сбыт изделий, удовлетворить запросы большего числа покупателей при меньших затратах на проектирование и производство и соответствует распространившейся в практике художественного конструирования тенденции к созданию рядов изделий, обладающих различными потребительскими свойствами, из унифицированных базовых узлов и деталей. Так, лодка «Нырок-1» имеет такую же форму, что и лодки «Нырок-11», «Нырок-12», «Нырок-2», «Нырок-21», «Нырок-4», «Нырок-41», и отличается от этих лодок только размерами. Каждая из пар лодок «Нырок-11» и «Нырок-12», «Нырок-2» и «Нырок-4», «Нырок-21» и «Нырок-41» имеют одинаковые размеры, но у лодок «Нырок-11», «Нырок-4» и «Нырок-41» днище надувное. Моторные лодки «Орион-8», «Орион-9», «Орион-15» также имеют одну форму в плане, съемный транец, одинаковую конструкцию оснастки и комплектующих деталей и отличаются лишь главными размерениями. Моторные лодки серии «Ларос» фирмы «Пирелли» (Италия) с увеличением мощности применяемых моторов оснащаются большим количеством различных устройств и отличаются друг от друга главными размерениями, разной степенью килеватости, наличием или отсутствием дистанционного управления и приспособлением для перевозки лодки в собранном виде.

 

ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ. После выбора формы определяют главные размерения — характерные наружные размеры лодки. Выбор главных размерений — основной наиболее сложный и ответственный вопрос проектирования лодки, который в конечном счете определяет судьбу проекта. Решение его требует специальных знаний и широкого использования статистического материала.

Для выбора главных размерений целесообразно задаться одним из основных показателей будущей лодки, например пассажировместимостью для гребных лодок, мощностью мотора для моторных, площадью паруса для парусных. Зная этот основной показатель, можно определить минимальные значения главных размерений, пользуясь таблицами, составленными на основании анализа многочисленных статистических данных по проектированию отечественных и зарубежных моделей (табл. 3.1, табл. 3.2). Выбранные размерения способны обеспечить безопасность плавания проектируемой лодки.

главные размерения и мощности двигателей моторных лодок

После определения минимальных размерений по таблицам в зависимости от назначения, условий эксплуатации, выбранной формы, конструкций основных элементов, планируемого размещения стандартного оборудования, пассажиров и багажа, типа подвесного мотора и бензобака для моторной лодки, парусного вооружения и такелажа для парусной уточняют длину L , ширину В, диаметр борта d и их соотношения. Например, для лодки, используемой охотниками, основным требованием является минимальный вес, поэтому она должна иметь минимальные длину и ширину, быть максимально простой и не иметь большого количества деталей, тогда как туристская лодка, у которой существенную роль играет площадь кокпита, может иметь длину и ширину, увеличенную до минимальных размеров следующего типа. Выбранным длине и ширине лодки соответствуют и наиболее вероятные значения остальных параметров, которые и следует принимать как исходные. Лишь в этом случае есть определенная уверенность в том, что изготовленная лодка будет обладать достаточно высокими мореходными качествами.

Ввиду многообразия конструкций надувных лодок, применяемых в различных целях и условиях эксплуатации, соотношения главных размерений L / В и В / d лежат в широких пределах:

  L\  В                  В \ d

Гребные лодки                           1,5 — 2,6           3,5 — 5,0

Моторные лодки                         1,8 — 2,8          3,5 — 4,5

Парусные лодки                          2,1—3,0           3,5 — 4,5

 

На основе анализа главных размерений отечественных и зарубежных лодок различных типов построены графики средних значений L \ В = f (L) (рис. 3.1). Изменение отношения L / В не носит линейного характера. Для гребных лодок длиной до 2,7 м и моторных лодок длиной до 3,2 м отношение L / В непрерывно возрастает, что объясняется, главным образом, требованием обеспечения остойчивости. С ростом длины корпуса в диапазонах от 2,7 до 3,6 м у гребных лодок и от 3,2 до 4,0 м у моторных значения L / В уменьшаются, что преимущественно отражает стремление улучшить ходовые качества моделей. Изменение соотношения

L / В у гребных лодок длиной более 3,6 м и моторных лодок длиной более 4,0 м продиктовано необходимостью увеличить пассажировместимость и обеспечить для них достаточную комфортабельность. Правильно выбранные соотношения размерений при данной длине лодки позволяют обеспечить безопасность, хорошие ходовые и мореходные качества.

Диаметр борта лодки уточняют исходя из условий эксплуатации. Каждому типу лодки соответствуют определенные условия эксплуатации: допустимые удаления от берега и высота волны. Так, для гребных лодок I и II типов удаление от берега не должно превышать 250 м, для лодок III типа — 500 м при высоте волны не более 0,25 и 0,50 м соответственно. Для моторных лодок I типа удаление от берега не должно превышать 300 м, для моторных лодок II типа — 500 м при высоте волны не более 0,25 и 0,50 м соответственно. Для гребных лодок IV типа и моторных лодок III и IV типов, эксплуатирующихся, как правило, в более жестких условиях, допустимые удаление от берега и высота волны выбираются в зависимости от назначения и от соответствующей оснащенности. При более жестких условиях эксплуатации диаметр или высоту борта следует увеличивать.

На основании выбранных главных размерений определяют объем внутреннего пространства лодки — кокпита. Размеры кокпита уточняют в соответствии с усредненными антропологическими данными мужчин, назначением лодки, обращая особое внимание на создание требуемой степени комфорта для людей. Если увеличить размеры кокпита за счет изменения длины и ширины нельзя ввиду ухудшения каких-либо показателей, то изменяют конструкцию бортов лодки. Например, для надувных байдарок борт часто выполняют из нескольких расположенных друг под другом надувных цилиндров. Подобную конструкцию бортов применяют и для надувных шлюпок, у которых необходимо увеличить высоту борта, а диаметр борта уже не позволяет это сделать: на основные бортовые цилиндры устанавливают дополнительные цилиндры меньших размеров — фальшборта.

От общего контура до отдельных деталей в конструкции — все должно быть целесообразно. Отдельные части конструкции должны быть соизмеримы. Наклеенные на борта детали: уключины, бобышки для крепления транца, шайбы леера, фланцы вентилей и др. — следует располагать так, чтобы не увеличивать размеры упаковки лодки. Все узлы и элементы лодки должны гармонировать друг с другом. Проверку выбранной формы, главных размерений, сопряжений основных элементов корпуса, общего компоновочного и художественного конструкторских решений необходимо производить на масштабных моделях и макетных образцах.

К Оглавлению