Опрос:
Элементы, уменьшающие дрейф лодки

ЭЛЕМЕНТЫ, УМЕНЬШАЮЩИЕ ДРЕЙФ.

  В качестве элементов, уменьшающих дрейф и повышающих остойчивость надувных лодок, применяют фальшкиль, шверт или шверцы. Фальшкиль представляет собой брус произвольной формы в сечении, прикрепленный под днищем в ДП лодки. Фальшкиль не нашел широкого применения в конструкциях надувных лодок из-за неудобства его уборки (вследствие больших массы и размеров) и из-за сложности крепления к эластичному надувному корпусу. Единичные решения крепления балластного фальшкиля к корпусу надувной лодки предусматривают присоединение его к днищу с помощью гибких связей или профильных направляющих. Не нашли применения в качестве фальшкиля и емкости в виде рукавов, съемно прикрепляемых к днищу лодки и заполняемых водой или речным песком, из-за сложности подготовки их к эксплуатации.

Для спасательных лодок, снабженных парусным вооружением, иногда в качестве фальшкиля используют металлический баллон, заполненный сжатым газом (рис. 2.96) для наполнения оболочки. Форму баллона подбирают в соответствии с профилем киля. К тому же из баллона телескопически выдвигается мачта для паруса.

Понизить центр тяжести корпуса, повысить остойчивость, увеличить боковое сопротивление и уменьшить дрейф лодок с двумя и более баллонами в миделевом сечении можно способом симметричного заполнения водой части нижних баллонов.

На катамаранах для этих целей пространство между поплавками разделяют гибкими полотнищами, которые соединяют нижние части баллонов с серединой платформы в виде перевернутой буквы V. Струя воды проходит между баллонами и полотнищами, воздействуя на них повышенным давлением или разрежением при боковой качке, повышая остойчивость.

Швертом называется относительно тонкая жесткая пластина определенной площади, которая выдвигается в воду через прорези в днище лодки. Шверцы представляют собой тот же шверт, но располагаются они по бокам лодки. Шверцы и шверт бывают прямоугольной, трапециевидной, полуэллипсовидной или другой формы. Они изготовляются из пластмассы, дюралюминия, фанеры, чаще оклеенной стеклотканью на эпоксидном клее. В основном их выполняют сужающимися книзу, иногда профилированными. Шверт или шверцы должны иметь обтекаемую форму подводной части с постепенным уменьшением кривизны к задней кромке, полированную гладкую поверхность для снижения силы лобового сопротивления и обладать достаточной жесткостью, чтобы не вибрировать и самопроизвольно не менять угол атаки. В противном случае они будут тормозить движение лодки. Их площадь выбирают с расчетом получения требуемой силы бокового сопротивления лодки. Если площадь будет выбрана недостаточной, то лодка пойдет с дрейфом под ветер, что приведет к уменьшению ее скорости. Размеры шверта и шверцев определяют с учетом размеров упаковки лодки, прочности и жесткости материала, из которого их изготовляют, при сохранении их минимальной массы. Шверт располагают в ДП в швер-товом колодце днища, который имеет несколько конструктивных вариантов. При наличии в колодце щели, открытой со стороны днища, для исключения попадания воды внутрь лодки он имеет высоту выше уровня воды при полной загрузке лодки и выше ватерлинии незагруженной лодки. Колодец в таком варианте может быть выполнен из огибающих шверт надувных (рис. 2.97) или формованных элементов или в форме рукава из прорезиненной ткани.

В другом конструктивном варианте при герметизации щели в днище колодец выполнен в виде приклеенного к днищу кармана заданной формы, в который вставляется шверт. Шверт чаще используют на надувных катамаранах «Бриз», «Альтаир» и др. Чтобы швертовый колодец не загромождал кокпит, ширину и площадь шверта уменьшают, а площадь руля увеличивают так, чтобы их суммарная площадь не изменялась. Такими решениями обеспечивается повышение управляемости лодкой на полных курсах. В конструкциях некоторых лодок, например спасательной лодки ЛАС-5, в качестве шверта используют одно из весел, которое вставляют в герметичный эластичный швер-товый колодец-карман, расположенный под днищем (рис. 2.98).

Для улучшения ходовых качеств лодки может применяться комбинированный шверт из разных материалов (жестких и гибких).

С целью уменьшения гидродинамического сопротивления и дрейфа большой парусной надувной лодки предложена конструкция шверта с изменяемой геометрией профиля поперечного сечения. На жесткую пластину натягиваются упругие мембраны. Внутренние камеры между этими мембранами и пластиной заполняются жидкостью, которая может перетекать из одной камеры в другую через сделанные в пластине отверстия. В обычном состоянии шверт имеет симметричный профиль, при воздействии на лодку порывов ветра и крене давление на одну из боковых сторон шверта увеличивается, жидкость внутри него перетекает в камеру, находящуюся под меньшим давлением, и профиль шверта становится несимметричным. При этом на нем возникает боковая гидродинамическая сила, уменьшающая снос лодки.

На надувных лодках шверт используют сравнительно редко, в основном он применяется на катамаранах, что объясняется сложностью выполнения швертового колодца и возможностью повреждения днища в зоне швертового колодца при внезапном столкновении шверта с подводным препятствием. На надувных лодках различных форм в плане может найти применение компактный съемный складной шверт в виде веера, который может крепиться к днищу лодки. Шверт состоит из нескольких секций, выполненных из листового материала (рис. 2.99).

Эти секции размещаются внутри коробки, закрепленной на днище. В боковых стенках коробки устанавливают единую ось поворота секций. В днище лодки монтируют эластичную трубку, через которую пропускают трос, соединяющийся с крайней нижней секцией шверта. Секции скрепляются друг с другом поперечной планкой. В нерабочем положении секции шверта находятся в сложенном состоянии и располагаются внутри коробки, удерживаясь в ней натянутым тросом и планкой. Для приведения шверта в рабочее состояние трос ослабляют, при этом секции шверта поворачиваются вокруг оси и фиксируются под разными углами, опираясь скошенной поверхностью на дно коробки. Для приведения шверта в исходное положение трос натягивают, поворачивая самую удаленную крайнюю секцию в обратном направлении. При движении лодки на веслах коробка со швертом может быть снята, а отверстие в трубке закрыто пробкой. По длине лодки шверцы располагают чуть сзади мачты или на одной линии с ней, чтобы лодка имела возможность слегка поворачиваться к ветру. Шверцы крепят к корпусу лодки чаще всего с помощью шверц-балки и выполняют поворотными, чтобы при ударе о препятствие они могли свободно откидываться назад. В поднятом положении шверцы должны фиксироваться. Шверц-балку устанавливают сверху бортов с помощью бобышек, уключин или карманов. Она придает лодке дополнительную поперечную жесткость, однако затрудняет использование площади кокпита.

Известны конструкции шверцев, которые могут передвигаться по длине лодки. На небольших лодках шверцы непосредственно крепят к бортам с помощью резиновых формованных бобышек. В отдельных моделях лодок, которые, правда, не получили достаточного распространения, шверцы крепят к рамной конструкции. Последняя состоит из трубок, огибающих борта лодки, и поддерживает мачту (рис. 2.100). На небольших лодках, например на лодке «Волна» с парусом типа «Стриж», устанавливают только один шверц. Его прикрепляют к одному из бортов; руль, смещенный из ДП к противоположному борту, выполняет функцию второго шверца.

К Оглавлению