Опрос:
2.2. Конструкции надувных моторных лодок

2.2. КОНСТРУКЦИИ НАДУВНЫХ МОТОРНЫХ ЛОДОК

Отличительной конструктивной особенностью надувных моторных лодок является наличие у них жесткого транца, елани (настила) и кильсона (рис. 2.69).

 

ТРАНЕЦ.

 Транец представляет собой жесткую пластину длиной, равной ширине лодки или меньше ее, и служит для крепления подвесного лодочного мотора. Транец дол-жел гармонично сочетаться с общей компоновкой надувной лодки, обладать достаточной прочностью, выдерживать статические нагрузки от веса мотора и динамические нагрузки, возникающие при эксплуатации надувной моторной лодки (от упора винта, вибрации, ударов при наезде на подводные препятствия и при реверсировании). В зависимости от способа крепления к корпусу транцы подразделяются на две большие группы: съемные и вклеенные. Съемные транцы применяются для лодок любой формы. В основном они характерны для лодок с подвесными моторами мощностью до 7,35 кВт (10 л. с.).  На лодках с подвесными моторами мощностью до 2,20 кВт (3 л. с.), которые предпочтительно используются без елани и кильсона, они незначительно увеличивают массу лодки, время сборки и размеры упаковки.

Наиболее распространенным креплением съемных транцев (рис. 2.70)

является установка их на кронштейне, монтируемом к формованным деталям (обычно две вверху для крепления транца и две внизу для его упора в борт). На лодках О-образной и У-образной форм с надувной кормовой банкой чаще применяют кронштейны в виде изогнутой рамы из трубчатых или плоских элементов, повторяющих кривизну борта и увеличивающих опорную площадь. Иногда кронштейны, к которым крепят транец, выполнены в виде двух трубчатых рам. Стержни рамы выгнуты вдоль борта таким образом, что их концы на корме лодки прилегают к надувной банке или располагаются на некотором расстоянии от нее, обеспечивая точную установку транца для подвесного мотора. Транец можно закреплять на корпусе лодки путем пристегивания или пришнуровки его к борту или настилу ремнями, тесьмой или другими гибкими связями.

Оригинальным решением конструкции транца для лодок с плоским днищем является выполнение кронштейна в виде кольцевой упругой пластины цилиндрической формы (рис. 2.71),

в которую вставляется кормовой отсек в ненаполненном состоянии. Когда отсек надувается внутри пластины, она растягивается, выгибается наружу и плотно сцепляется с поверхностью отсека. На кольцевой пластине установлена транцевая доска для крепления лодочного мотора. В отдельных конструкциях лодок встречаются транцы, которые полностью или частично вставлены в карманы. Карманы изготовляют из прорезиненной ткани или из резины в виде формованных деталей. Для лодок У-образной формы съемные транцы обычно располагают враспор между бортами, причем вырезы для транцев по высоте с двух сторон повторяют кривизну борта лодки. Крепят транцы с помощью формованных деталей, в пазы или отверстия которых вставляются их концы (например, на лодках «Орион-8», «Орион-9», «Орион-15»). В США предложен вариант конструкции съемного транца, который прикрепляют к бортам лодки с помощью группы штырей (рис. 2.72), смонтированных на приклеенной к борту накладке. На некоторых моделях надувных лодок фирмы «Семперит» (Австрия) транец шарнирно присоединяют к настилу и жестко фиксируют распорками. При наполнении воздухом оболочки лодки благодаря возникающему давлению транец получает дополнительную фиксацию. Иногда транец прикрепляют к елани с помощью вертикальной стойки, которая дает возможность регулировать его высоту (рис. 2.73).

В патенте США № 4.371.144 приведена конструкция съемного транца для моторов малой мощности, кронштейн которого с одной стороны опирается на борт, а с другой — на горизонтальную площадку в днище, на которой размещается груз, противодействующий нагрузкам мотора (рис. 2.74). На лодках с моторами небольшой мощности верхнюю часть транца крепят к поперечной трубчатой штанге, концы которой фиксируются в формованных деталях на бортах (нижнюю часть транца крепят к настилу лодки).

Герметичность кокпита лодок У-образной формы, на которых применяются описанные конструкции транцев, обеспечивается приклеиванием к бортам и днищу до транца или за ним жесткой (рис. 2.75) или эластичной перегородки, причем последняя может быть и надувной (рис. 2.76).

Полость между транцем и жесткой перегородкой может быть герметичной и использована для размещения в ней баков с топливом или кессонного ящика для механизма, обеспечивающего движение лодки (например, водометного турбинного двигателя). Транец на катамаранах монтируют на жесткую платформу. Вклеенные транцы обычно применяют на лодках с подвесными моторами средней и большой мощностей, имеющих, как правило, жесткий настил и килеватую форму днища. Они герметично закрывают с кормы внутреннюю часть лодки. Конструкция вклеенного транца на лодках с мощными подвесными моторами должна дополнительно предусматривать следующие возможности: установку моторов с учетом интервала мощностей, ограниченного техническими данными лодки; закрепление страховочного троса для подвесного мотора; быстрый съем мотора при аварии; ручное управление подвесным лодочным мотором с помощью румпеля; прокладку систем дистанционного управления подвесным мотором (поворот, газ, реверс); слив воды из кокпита лодки через специальные устройства.

Жесткий транец вставляют обычно в пазы формованных деталей и приклеивают к ним. Последние, в свою очередь, вместе с транцем приклеивают к бортам лодки. В некоторых конструкциях крепления мотора для дополнительного усиления мест крепления транца в пазах используют фиксирующие накладные детали. Известен и другой вариант решения крепления, при котором две одинаковые составные части транца присоединяются с разных сторон к эластичной перегородке, приклеенной к бортам и днищу (рис. 2.77).

Примечательны также конструкции комбинированных транцев, состоящих из жестких каркасных и гибких эластичных элементов (рис. 2.78).

Транец может состоять из плоских жестких элементов, опирающихся на верхнюю и нижнюю части борта, и натянутого между ними полотнища.

На рис. 2.79 показан вариант установки транца между частично загнутыми внутрь кормовыми оконечностями.

 

Транцы вклеивают, как правило, на расстоянии от носовой части 4/5 длины корпуса и под углом 7 — 8°. Такое техническое решение повышает безопасность и остойчивость лодок, улучшает условия выхода лодок на глиссирование, повышает их скорость, позволяет полнее использовать тягу мотора. В некоторых конструкциях с целью использования кормовой части лодки для специальных случаев эксплуатации транец располагают в центральной части лодки. Подвесной мотор устанавливают на транце на определенной высоте, поэтому в транце большегрузных лодок делают вырез, чтобы заглубить мотор, а часто и несколько моторов на необходимую для их нормальной работы глубину. Иногда для регулировки высоты транца применяют подвижные накладки, которые перемещаются по высоте транца с фиксацией в определенных положениях. Для того чтобы укладка большегрузных надувных лодок с жестким днищем была более компактной по высоте, транец выполняют из двух шарнирно соединенных частей, причем шарнирное соединение располагают так, чтобы оно приходилось выше уровня воды.


К Оглавлению