Опрос:
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НАДУВНЫХ ЛОДОК

5.3. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НАДУВНЫХ ЛОДОК

Итак, лодка подготовлена к плаванию. Как же ее эксплуатировать? Остановимся сначала на общих вопросах эксплуатации надувных лодок. Любое плавание начинается с отхода от берега. К сожалению, многие владельцы лодок стремятся быстрее начать туристское путешествие, достичь заветной  заводи, забросить удочку в облюбованном месте и... теряют бдительность   при   отходе   от   берега.    А    жаль,    ведь   дно водоемов, особенно  незнакомых,  иногда  покрыто  битым стеклом,   металлическими   банками,   корягами.   Наиболее опасны остатки погибших от горько-солевой воды кустарников в  водоемах Средней  Азии.   В летние месяцы  года уровень воды  в этих  водоемах  понижается   в  результате интенсивного испарения воды.  Как только  вода отходит, оживают погибшие кустарники с мощной корневой системой, давая молодую поросль. Осенью,  когда эта  поросль попадает   под   воду,   она   гибнет,   оставляя   жесткие   сучки, которые представляют опасность для оболочки  надувной лодки. Повышенное внимание необходимо и при прохождении лесосплавных рек и рек, которые сильно мелеют в летний период. Они, как правило, засорены бревнами, корягами, топляками. При встрече с такими предметами лодка может получить повреждение. Аналогичная ситуация может возникнуть и при возвращении назад.

Отчаливание и причаливание лучше производить против течения. На спокойной воде это делается одним плавным разворотом, на бурной реке следует использовать заводи за камнями, выступы берега. При сильном волнении выход на берег и отплытие от него представляются наиболее трудными этапами путешествия. Для их проведения надо выбирать места на мелководье с песчаными и галечными пляжами, а не около скалистых или каменистых берегов.

Таким образом, надлежит запомнить следующее: отходить от берега и причаливать к нему нужно медленно, осторожно, тщательно осматривая дно водоема.

При плавании важно также соблюдать осторожность, особенно на мелководье в незнакомых и засоренных водоемах, и следить за торчащими из воды предметами. Если нужно поменяться в лодке местами, то делать это необходимо не спеша, чтобы не накренить лодку. Меняться местами в неустойчивой лодке надо только около берега. Располагаться в лодке следует лишь на штатных сиденьях, размещение на борту может привести к переворачиванию лодки. Переходить из лодки в лодку нужно без резких движений. Нельзя прыгать из лодки на берег или мостик, поскольку человек при прыжке с опорой на борг в силу незначительной массы лодки оттолкнет ее в сторону и окажется в воде.

Из-за малой осадки, большой площади парусности и незначительной массы надувные гребные лодки, особенно небольших размеров, подвергаются сносу под действием ветра и волн, поэтому на больших открытых водоемах, где господствуют ветер и волны, нужно проявлять осторожность, следя за силой и направлением ветра и высотой волны. Степень волнения и высоту волны ориентировочно можно определить визуально по характерным признакам водной поверхности (табл. 5.1). Каждый владелец должен знать указанную в Руководстве по эксплуатации допустимую высоту волны для своей лодки и в зависимости от нее принимать решение о возможности эксплуатации лодки.

Наиболее опасен ветер на водоемах Средней Азии. Редкий день выдается здесь безветренным. Сильный ветер создает большие волны, которые на глубоких местах могут быть пологими, а у берега становятся высокими, образуя прибой. Следует иметь в виду, что в сильный ветер, особенно дующий с берега, при значительной высоте волны грести на надувной лодке очень трудно. В этом случае лодку лучше разворачивать носом или кормой к волне.

Высота волн на водохранилищах обычно достигает 2,5 — 3,0 м, на озерах 3,5 м. На реках и каналах высота волны обычно меньше 0,6 м, но иногда (как правило, в период весенних вод) может достигать 1 м. При ухудшении погодных условий самое благоразумное — держаться ближе к берегу. Малые гребные лодки вообще не следует эксплуатировать далеко от берега. Не рекомендуется использовать надувные лодки в зоне фарватера водоемов, особенно в темное время суток и во время тумана. Но если все-таки приходится плавать в таких условиях, то необходимо иметь сигнальный цветовой электрический фонарь.

Рассмотрим специфические особенности эксплуатации гребной, моторной и парусной надувных лодок.

При гребле на надувной лодке веслом с опорой на борт гребец садится спиной к движению, а при гребле гребком — так же, как на надувной байдарке, лицом к движению. Охват рукоятки весла пальцами должен быть свободным, без напряжения. Для создания упора при гребле ноги слегка сгибают в коленях и упирают в надувной борт, сиденье, опорные выступы или заводят под борт. Пользоваться надувной лодкой может любой человек при определенной сноровке и навыках в гребле. Так как надувная лодка имеет тенденцию к рысканию и дрейфу, грести на ней следует короткими гребками, поскольку в этом случае она легко скользит по воде и лучше удерживается на курсе.

Если по какой-то причине плавание на лодке совершается в одиночку вдали от берега, в сильный ветер или при быстром течении, рекомендуется привязать конец носового фалиня к телу, так как при случайном падении человека в воду лодку может быстро отнести от него.

Каждый, кто пользуется надувной резиновой лодкой, знает, что на одном якоре она очень неустойчива, ее «носит» ветром, а установка двух якорей затруднительна. И все же надежный одноякорный вариант постановки лодки есть. Для этого фал пропускают в боковые кольца на баллонах и связывают так, чтобы образовался треугольник с длиной стороны приблизительно два метра. На свободном конце фала закрепляют якорь. Передвигая фал в кольцах, добиваются нужного положения лодки, в котором ее будет удерживать ветер или течение. В результате появляется возможность постановки лодки под разными углами к ветру или течению и увеличения тем самым, например, района облова рыбы.

Человек, обладающий навыками управления жесткой моторной лодкой, без особого труда сможет управлять и надувной моторной лодкой, характерными особенностями эксплуатации которой являются небольшая инерция хода и малый радиус циркуляции, составляющий 2 — 3 длины корпуса лодки, а также большая чувствительность к размещению груза по длине кокпита. Надувная моторная лодка при разгоне, как правило, приобретает значительный дифферент на корму. Угол ходового дифферента при разгоне на моторных лодках с двигателями мощностью 14,7 — 22,1 кВт (10-15 л. с.) достигает 30°, и у наблюдателей в первый момент создается впечатление, что сейчас она перевернется, но проходит совсем немного времени, и лодка быстро выходит на глиссирование. При глиссировании угол ходового дифферента не превышает 1 °30' и лодки буквально «стелются» по воде.

На рис. 5.14 и 5.15 приведены зависимости угла ходового дифферента и скорости от частоты вращения винта мотора для надувных моторных лодок «Орион-8» и «Орион-15», оснащенных моторами «Ветерок-8» и «Ветерок-14» со штатными винтами и имеющих на борту по два пассажира. Как видно из рисунков, дифферент, достигнув максимума в режиме плавания, начинает резко уменьшаться в переходном режиме и становится минимальным и постоянным в режиме глиссирования. Устойчивый режим глиссирования у лодки «Орион-8» начинается с 4000 1/мин, а у «Орион-15» — с 3500 1/мин.

При эксплуатации надувной моторной лодки следует учитывать, что вследствие малой инерции хода при мгновенном останове двигателя кормовая волна может догнать лодку и захлестнуть ее через вырез в транце. Поэтому торможение надувных лодок нужно осуществлять плавно, постепенно сбрасывая скорость вращения двигателя. Не следует держать курс лодки прямо на большие волны, лучше поочередно подставлять то один, то другой борт под углом к волне. Поворот необходимо осуществлять плавно, медленно уменьшая частоту вращения двигателя, так как при резком повороте вырывающаяся из-под конца наружного к повороту баллона вода ударяется о внутренний баллон и заливает лодку через транец.

Загрузка, мощность и частота вращения двигателя оказывают влияние на скорость моторной лодки (см. рис. 5.15). Увеличение мощности мотора неизменно дает прирост скорости при любых вариантах загрузки. В то же время изменение нагрузки существенно влияет на скорость только на лодках с моторами малой мощности. На лодках с моторами средней и большой мощности нагрузка оказывает меньшее влияние на скорость, так как их мощности вполне достаточно, чтобы обеспечить глиссирование даже при полной загрузке. Большегрузные надувные лодки с мощными двигателями позволяют развивать высокую скорость с одним или тремя пассажирами на борту, но при дальнейшем увеличении загрузки их скорость значительно падает.

Владелец надувной моторной лодки должен четко представлять, как связаны между собой скорость, расход топлива, ресурс двигателя, пройденное расстояние, и правильно выбирать оптимальные их соотношения, зависящие от целей и условий эксплуатации. Увеличение частоты вращения не всегда пропорционально приросту скорости, пройденному расстоянию и расходу топлива.

Хотя надувные лодки в эффективности использования парусов не могут сравниться с жесткими лодками, они вполне пригодны для туризма и отдыха, проведения регат различного ранга. На них можно освоить все правила управления парусами. Однако для успешного плавания на надувной парусной лодке, даже самой маленькой, с простейшим парусным вооружением требуется специальная подготовка.

 

Управление парусной лодкой осуществляется шкотами и рулем или рулевым веслом   (рис. 5.16). Рулем можно удерживать парусную лодку на курсе, менять курс путем перекладки руля из диаметральной плоскости на левый или правый борт, разворачивать или тормозить движение лодки. Эффективность действия руля определяется скоростью лодки и углом отклонения руля от диаметральной плоскости. Любое отклонение руля, вызывая тормозящий эффект, снижает скорость лодки. Перекладка же руля на угол, больший 20°, уменьшает скорость лодки значительно, поэтому при управлении парусной лодкой с помощью руля следует выбирать оптимальный угол его отклонения так, чтобы на данной скорости обеспечить четкое выполнение маневра с минимальной потерей скорости.

Надувная парусная лодка, как и любое другое парусное судно, не может идти прямо против ветра, для этого нужно прибегать к лавировке. В зависимости от парусного вооружения лодка может идти следующими курсами (рис. 5.17): фордевинд (ветер попутный, дующий в корму); галфвинд (ветер дует прямо в борт); бакштаг (ветер, дующий в корму под острым углом); бейдевинд (ветер, дующий в нос под острым углом). На всех курсах, кроме фордевинда, надувная лодка дрейфует и кренится, что присуще только лодке с парусным движителем. Скорость надувной парусной лодки зависит от силы ветра, курса лодки относительно ветра, конструкции и вида парусного вооружения, площади паруса и умения рулевого.

Трудно дать советы по управлению надувной парусной лодкой с различными видами парусов, однако можно перечислить несколько основных правил, которые надо запомнить рулевому, прежде чем поднимать парус на надувной лодке. Перед эксплуатацией парусной лодки рекомендуется предварительно испытать парусное вооружение под руководством опытного яхтсмена, который поможет освоить тонкости управления и устранить недостатки в конструкции выбранного паруса. Для уменьшения парусности переносить лодку на воду необходимо со спущенным парусом. Перед отплытием надлежит проверить крепление руля, шверцев, узлов крепления шкотов и фалов. Отплыв от берега с помощью весел на глубину, на которой можно поставить шверцы, весла нужно уложить в кокпите так, чтобы в аварийной ситуации можно было быстро пустить их в ход.

Парус нельзя поднимать высоко над бортом во избежание опрокидывания лодки при сильных порывах ветра. При управлении парусом шкоты должны быть всегда расправлены, их следует держать в руках, не наматывая и не закрепляя за детали корпуса лодки, иначе внезапный сильный порыв ветра может положить лодку на воду. Если порыв ветра сильно кренит лодку набок, то необходимо потравить (ослабить) шкоты, частично обезветривая парус, закрепить фалы, аккуратно уложив их таким образом, чтобы в случае сильного порыва ветра или аварийной ситуации их можно было мгновенно отдать, т. е. спустить парус. Ходить под парусами надо так, чтобы они всегда были наполнены ветром, а не полоскали (хлопали) по ветру. Люди должны размещаться в лодке с наветренного борта (с той стороны, откуда дует ветер) и садиться как можно ниже.

В парусном походе погодные условия в большей степени влияют на прохождение маршрута, чем в других водных путешествиях. Ветер не только является движущей силой, но и определяет состояние поверхности водоема. Поэтому разработка маршрута невозможна без изучения ветроволнового режима на акватории. Для каждого участка водохранилища характерны свои ветры. Характер и направление ветров определяются на специальных картах ветровой диаграммой, называемой розой ветров. При плавании, особенно на мелководье и при подходе к берегу, нужно следить за глубиной, чтобы вовремя убрать шверцы и руль. Так как направление ветра, в особенности вблизи берега и во внутренних водоемах, никогда не остается постоянным, необходимо иметь вымпел, который поможет правильно выбрать курс при перемене направления ветра. С целью безопасности надувные парусные лодки рекомендуется эксплуатировать при слабом, умеренном и редко свежем ветре. Ориентировочно силу и скорость ветра можно определить по шкале для визуальной оценки силы ветра (табл. 5.2).

Для определения скорости ветра в диапазоне измерений от О до 44,8 м/с с точностью измерений ±3%, или ±0,1 м/с, в США выпускают электронный анемометр по типу турбо-метра, представляющего собой сочетание карманного калькулятора и чувствительной вертушки — турбинки, которая вращается в сапфировых подшипниках. Частота вращения вертушки измеряется и преобразуется в цифровые показания на дисплее прибора. Питание прибора осуществляется от трех малогабаритных элементов напряжением 1,5 В. Габариты турбометра 118 х 66 х 29,5 мм, масса 85 г.

Надувные лодки, переоборудованные любителями в парусные и не имеющие руля и элементов, уменьшающих дрейф, могут быть использованы лишь при слабом или умеренном попутном ветре, дующем в корму (курс фордевинд), поскольку ветер, дующий сбоку и под углом, будет вызывать сильный дрейф и может опрокинуть лодку.

Движение надувных лодок под парусами в ночное время недопустимо. Каждый член экипажа парусной надувной лодки должен быть в спасательном жилете.

Любая лодка, в том числе надувная, не застрахована от возможных повреждений и переворачивания. При повреждении оболочки (незначительном по величине проколе, разрезе, разрыве и т. п.), приводящем к нарушению герметичности и уменьшению плавучести лодки, людям, сидящим в лодке, необходимо сохранять спокойствие. Первые минуты после аварии всегда самые неприятные: складывается впечатление, что воздух стремительно выходит не из одного отсека, а из всего надувного баллона и оставшегося объема воздуха в неповрежденных отсеках не хватит для поддержания лодки на плаву. На самом деле это не так. Уже через несколько минут из поврежденного отсека перестает выходить воздух, так как разница между атмосферным давлением и давлением внутри борта ничтожно мала. В других неповрежденных отсеках давление остается практически неизменным и может уменьшаться только за счет выгиба перегородки в другую сторону.

Если произошла авария, сначала необходимо выяснить причину утечки воздуха, характер повреждения и принять решение о месте и времени проведения ремонта. При небольшом повреждении можно уменьшить утечку воздуха, закрыв отверстие резиновой пробкой или временной заплаткой из липкой ленты, и продолжать плавание до первой стоянки, где удобно произвести ремонт. При серьезном повреждении одного из отсеков происходит заметное падение давления во всей камере.

Для обеспечения непотопляемости, например, малой гребной лодки с двумя отсеками, образованными вертикальными перегородками, поврежденную половину надо загнуть внутрь лодки на надувное сиденье: оно служит в качестве перемычки, исключающей проникновение воды в лодку. По возможности следует осторожно, чтобы не выдернуть клапан наполнения, подкачать целые отсеки.

При повреждении носового отсека надувной моторной лодки с килем и деревянными пайолами, которые придают ей продольную и поперечную жесткость, для обеспечения непотопляемости также надо загнуть носовую часть, сбросить скорость вращения винта, правильно удифферентовать лодку, чтобы вода не захлестывала через нос. Если поврежден кормовой отсек моторной лодки У-образной формы, можно добраться до берега под мотором при малой частоте вращения. На лодках О-образной формы в аналогичном случае лучше снять мотор с транца, положить его в кокпит, передвинуть бензобак и тяжелые вещи с кормы в нос и плыть к берегу на веслах.

При повреждении надувного корпуса парусной лодки нужно сразу же спустить парус, поднять шверцы или шверт и держать курс к берегу.

Если вода поступает в кокпит через пробоину в днище, надо принять меры, чтобы уменьшить поступление воды, закрыв повреждение надувным сиденьем или другим подходящим предметом. Вместе с тем не следует проявлять особое беспокойство, так как при соблюдении требований к грузоподъемности лодки уровень воды не превысит половины высоты борта, что позволит без особого труда довести лодку до берега.

При переворачивании лодки, что чаще случается в туристских путешествиях, необходимо сначала попытаться вернуть лодку в исходное положение. Для этого следует захватить руками поверх днища дальний от себя борт и рывком потянуть его на себя, а если лодка не перевернется, тогда надо, держась за леер лодки или забравшись на днище, подплыть с ней к берегу.

К Оглавлению