Опрос:
ПОДГОТОВКА НАДУВНОЙ ЛОДКИ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

5.2. ПОДГОТОВКА НАДУВНОЙ ЛОДКИ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

СБОРКА. Надувную лодку перед началом эксплуатации следует собрать, а затем наполнить воздухом. Для этого лодку и комплектующие детали вынимают из упаковочного чехла и раскладывают на ровном участке земли недалеко от воды, обращая внимание на то, чтобы на этом участке не было битых стекол, проволоки и других предметов, способных повредить оболочку лодки, и чтобы спуск на воду не был затруднен. Вынутую из чехла оболочку аккуратно расправляют на подготовленной площадке. Если в комплект входят жесткие комплектующие детали (транец, кильсон, настил, сиденья, опора для мачты и др.), то сборку начинают с их установки.

Например, при сборке надувной моторной лодки «Орион-9» сначала в бобышки закрепляют транец, носовую часть кильсона с присоединенной первой секцией елани заводят под борта до упора в носу, а кормовую часть кильсона вставляют в гнездо на транце. Обе части кильсона распрямляют вручную и соединяют друг с другом замком с помощью болтов. Затем кильсон вставляют в паз формованной детали, приклеенной к днищу и предотвращающей возможное его поперечное смещение. Установленный таким образом кильсон надежно распирает лодку в продольном направлении. Сверху на кильсон укладывают другие секции елани, которые, так же как и носовую, заводят под борта.

После размещения жестких комплектующих деталей приступают к наполнению бортов и сидений лодки воздухом до рабочего давления. Определение значения рабочего давления является сложным вопросом, особенно для туристов-новичков, так как визуально определить разницу между давлениями, например, в 10 и 15 кПа (0,1 и 0,15 кгс/см2), что составляет увеличение давления в 1,5 раза, не так-то просто. Некоторые типы надувных шлюпок, эксплуатирующихся с моторами повышенной мощности и имеющих несколько большее рабочее давление, чем обычные лодки, оснащают компактными манометрами, с помощью которых рабочее давление определяется так же, как давление внутри шины автомобиля. Однако оснастить лодки всех типов манометрами не представляется возможным из-за сложности создания таких приборов, оттарированных на малое давление, и повышения стоимости лодки. На первый взгляд кажется, что многих бед можно избежать установкой в надувных бортах предохранительных клапанов, которые стравливают избыток воздуха, вызванный переполнением бортов или повышением температуры воздуха при эксплуатации лодки. Действительно, отдельные модели лодок, даже гребных, имеют предохранительные клапаны. Но эффективно они работают только на большегрузных надувных лодках, борта которых изготовлены из прочных прорезиненных тканей, имеющих, как правило, запас прочности не менее 5, и которым для создания жесткости конструкции необходимо рабочее давление, превышающее 10 кПа (0,1 кгс/см2). Большинство же надувных лодок имеет рабочее давление меньше этого значения. Кроме того, предохранительные клапаны чаще срабатывают при отклонении давления от рабочего на 30%, поэтому нередко на лодках с предохранительными клапанами давление внутри бортов не соответствует рабочему. У некоторых же владельцев надувных лодок наличие предохранительного клапана вообще снижает бдительность, они больше доверяют ему, чем своему опыту. А ведь попадание небольшой песчинки может привести к стравливанию воздуха через клапан, а прилипание мембраны к седлу, например, после длительного хранения лодки — наоборот, к срабатыванию е! о при давлении большем, чем то, на которое он оттарирован, и, хотя лодка буквально «трещит по швам», владелец продолжав! ее наполнять. Кроме того, предохранительные клапаны, устанавливаемые на каждый отсек, приводят к увеличению количества отверстий на оболочке и, следовательно, возрастанию вероятности утечки воздуха. Вот почему почти все гребные лодки и моторные лодки, оснащенные моторами малой и средней мощности, у нас в стране и за рубежом не комплектуют предохранительными клапанами.

Как же правильно наполнить лодку и визуально определить, рабочее ли давление в ней? Отсеки бортов следует наполнять воздухом постепенно и попеременно до давления, при котором во время несильного нажатия пальцем на центральную часть борта возникает прогиб, не превышающий 2 см. Так же оценивают степень заполнения воздухом днища. Наполнение лодок обычно начинают с носового отсека, а если имеется надувное днище,— с него. Лодки с герметичными отсеками внутри бортов для размещения багажа, например надувная туристская лодка «Ивол-га-3», имеют другой порядок наполнения отсеков. Сначала размещают вещи внутри грузового отсека, затем отсек герметизируют, наполняют воздухом и только потом наполняют остальные отсеки бортов.

Большинство владельцев надувных лодок использует для их наполнения мехи-насосы, входящие в комплект поставки лодок. Часть этих мехов-насосов выпускаются с донышками, смонтированными в пазе основания меха и выскакивающими из него при незначительном превышении рабочего давления внутри бортов. Такими мехами снабжены надувные лодки «Нырок», «Вега», «Волна», «Стриж», «Омега», «Юрюзань», которые наполняются за 10—15 мин. Однако некоторые владельцы надувных лодок, стремясь сократить время наполнения и наполнить лодку как можно полнее, используют автомобильные насосы, выхлопные газы автомобиля, сжатый воздух компрессорных установок, что иногда приводит к разрыву лодки в момент наполнения. Вероятность прокола при эксплуатации и разрыва оболочки при нагревании на солнце накачанных этими средствами буквально до звона лодок выше, материал таких лодок испытывает перенапряжения, которые могут сразу и не сказаться, а проявятся при экстремальных условиях.

Лодку рекомендуется наполнять только мехами-насосами, входящими в ее комплект.

Если лодка используется для сплава по горным рекам, го следует иметь в виду, что наполненная на солнце и погруженная в холодную воду лодка через некоторое время станет дряблой и будет прогибаться под тяжестью людей и груза из-за понижения температуры воздуха и падения давления внутри бортов. В этом случае накачанную лодку следует выдержать в воде 5—10 мин и затем произвести подкачку воздухом.

По окончании наполнения надувных отсеков закрывают клапаны, затем вставляют надувные сиденья. Собранную лодку переносят на воду за ручки или борта. Не рекомендуется   использовать   леер   или   другие   детали,   не   предназначенные для переноски.

ЗАГРУЗКА. Загрузке лодки необходимо уделить особое внимание. Производить ее следует на мелководье у низкого берега. При этом лодку лучше привязать к кусту либо к дереву на берегу или причалить ее к берегу, иначе она может отплыть без пассажиров под действием случайной волны или порыва ветра.

Поскольку надувные борта занимают определенную полезную часть кокпита, важно, чтобы вещи были уложены по всей его площади аккуратно, равномерно. Необходимые предметы всегда должны быть под рукой, а не завалены остальными вещами. Особое внимание следует уделить укладке комплектующих деталей: весел, меха-насоса, ЗИПа. Все острые предметы должны быть надежно упакованы в специальные чехлы для исключения повреждения лодки или ранения экипажа. Рыболовам надо следить, чтобы крючки и блесны не зацепились за борт. Целесообразно подготовить «мягкий» якорь в виде сетки с камнем, подобранным на берегу, или мешком, наполненным песком. Охотникам можно посоветовать при подготовке лодки закрепить по периметру боргов маскирующие средства: ветки деревьев и кустарников, камыш, осоку и т. п.

При использовании лодок в любом по сложности туристском путешествии все вещи, снаряжение, продукты питания, которые следует беречь от воды, упаковывают в отдельные водонепроницаемые герметичные мешки. Такие мешки с вещами крепят к бортам и днищу, лучше с помощью резинового жгута или шнура от ручного эспандера, иначе при опрокидывании лодки вещи могут уплыть или утонуть. Желательно, чтобы высота упаковки не превышала уровень верхних краев баллонов. Лодка каждой конструкции в зависимости от численности экипажа, сложности маршрута, целей путешествия будет иметь свой вариант размещения туристского снаряжения. Важно, чтобы оно не мешало, не ухудшало обзор, не снижало маневренность лодки, ее остойчивость, скорость и, по возможности, обеспечивало комфорт.

В журнале «Катера и яхты» № 121 приводятся удачные варианты размещения груза на надувной гребной двухместной лодке «Юрюзань» О-образной формы в плане (рис. 5.10). В туристских путешествиях на других лодках О-образной формы используют примерно такую же схему загрузки. Необходимо только отметить, что лодки, не имеющие защитных носовых козырьков, любители водных путешествий, как правило, самостоятельно дополняют такими козырьками.

Для несложных семейных походов двухместную лодку О-образной формы нагружают следующим образом. Спальные мешки, надувные матрацы, часть мягких личных пещей, уложенных в водонепроницаемые метки, крепят через две проушины, наклеенные на переднюю часть баллона и дно кормовой части лодки, на место надувного сиденья. На эту упаковку садится один человек и гребет с помощью байдарочного весла. В носовую часть укладывают наиболее тяжелые и громоздкие вещи: посуду, ремонтный набор, приспособления для приготовления пищи. Ближе к сиденью ставят рюкзак с продуктами питания и часть габаритных вещей, сменную обувь, медицинскую аптечку, рыболовные принадлежности и т. п. Фотоаппаратуру укладывают отдельно в прорезиненный мешок, который крепят к проушине, приклеенной в центре к одному из бортов. Под деревянным сиденьем размещают двухместную палатку, а на само сиденье укладывают оставшиеся мягкие вещи. Все это стягивают резиновым жгутом. При гаком варианте загрузки один человек сидит лицом к корме и в гребле не участвует.

В спортивных путешествиях на двухместных надувных лодках, когда необходимо достигнуть больших скоросги и маневренности, гребут оба человека. В этом случае груз в носовой части располагают несколько иначе. Палатку через две проушины прикрепляют вплотную к кормовому сиденью, а рюкзак с вещами ставят между палаткой и деревянным сиденьем и тоже стягивают шнурами. При такой загрузке лодки гребец сиди г лицом по ходу движения и его ноги убраны под сиденья (посадка примерно такая же, как на каноэ).

Для надувных лодок и-образной формы существует несколько отличный вариант загрузки. Для несложных туристских походов вещи и туристское снаряжение размещают в корме на платформе, изготовленной из поперечных планок, которые устанавливают на консольные оконечности лодки.

Для более сложных и, главное, длительных походов лодку модернизируют: резинотканевое днище удлиняют за консольные оконечности и загибают на борта — получается отличный багажник, отделенный от кокпита или надувной банкой, или водонепроницаемой перегородкой. В него обычно укладывают палатку, спальные принадлежности, мягкие личные вещи, которые сверху герметизируют прорезиненной тканью или полиэтиленовой пленкой.

Следует признать, что наиболее трудным является размещение туристского багажа в надувных байдарках, которые имеют тесный кокпит. В байдарке гребец обычно располагается на гермомешке, имеющем высоту, не превышающую половины высоты борта, чтобы сохранить низкий центр тяжести. В гермомешок укладывают спальный мешок и надувной матрац.

В корму под деку загружают палатку и часть продуктов, в нос — походные принадлежности, личные вещи, мех-насос, ремонтный комплект.

Иногда часть вещей, упакованных в гермомешки, которые не удалось разместить в кокпите, приходится крепить сверху дек.

В последние годы разработаны образцы надувных байдарок, например «Ласточка-12», «Ласточка-22», в конструкциях которых предусмотрены гермоотсеки для хранения багажа, расположенные в кормовой или центральной частях.

В отсек, расположенный в кормовой части, сначала загружают тяжелые, а затем легкие вещи. После загрузки отсек герметизируют и наполняют воздухом до избыточного давления. Отсек в съемной надувной центральной деке, установленной на бортах, загружают только легкими объемными вещами, после чего разъем герметизируют.

Загрузка моторной лодки должна быть равномерной. Груз следует смещать в носовую часть, располагая его на 2/3 длины лодки. Такая загрузка особенно необходима для лодок с двигателями малой мощности при использовании их одним человеком, находящимся в корме, так как при эксплуатации двигателя на полных оборотах нос такой лодки имеет тенденцию к подъему.

Загрузка парусной лодки должна быть равномерной по всей длине, чтобы нос не зарывался и корма не тащила воду.

Удержать груз в лодке и предохранить ее от заливания водой поможет фартук, сшитый из прорезиненной ткани или брезента. В фартуке делают отверстия для гребцов, куда вшивают кольца типа хула-хуп (аналогично фартукам на байдарках). Гребцы должны иметь юбки, которые надевают на эти кольца.

Каждая лодка должна быть оснащена несколькими концами: носовой чалкой длиной 8—10 м, оканчивающейся деревянным бруском, двумя концами по 5 м для крепления и стягивания груза, привязанными к боковым весельным проушинам лодки, а также стропом. Строп протягивают вдоль дна снаружи по оси, закрепляя на носу и на корме. С его помощью при оверкиле можно влезть на дно лодки. Кроме того, в кармане, нашитом поверх фартука, должен лежать страховочный конец (капроновый шнур диаметром 6 мм и длиной 25 — 30 м), заканчивающийся альпинистским или строительным карабином. Противоположный конец этого шнура прикрепляют к лодке. Шнур наматывают на специальную рамку или вяжут непрерывной петлей. Страховочный конец служит для зачаливания и транспортирования аварийной лодки.

В водный поход берут основной и запасной комплекты весел. Запасной комплект весел позволяет экипажу продолжать сплав в случае потери или поломки весел. Весло можно сделать непотопляемым, набив его трубку пенопластом или надев на нее пенопластовые бруски. Для того чтобы потерянное при перевороте весло можно было легко заметить на воде, его лопасть и рукоятку помечают красной краской.

Каждая лодка должна быть укомплектована насосом и ремонтным набором. Примерный состав ремонтного набора следующий: клей резиновый (1 л); прорезиненная ткань; тонкая резина 0,5 м2; грубая и тонкая наждачная бумага и герметичных упаковках; тонкая прорезиненная лента; брезент; лейкопластырь; изолента; иглы; капроновые нитки; дюралевая, стальная и медная проволока; шурупы; винты; дюралевые уголки и заклепки; ножницы; тальк; бензин; напильник; отвертка; пассатижи. Ремонтный набор удобно разделить на две части, выделив все необходимое для заделки порванной оболочки в оперативный ремонтный набор, который следует разместить в легкодоступном кармане рюкзака.

Продукты, личные вещи и палатка должны быть надежно защищены от воды. Целесообразно использовать для этого двойные водонепроницаемые мешки диаметром 20 — 25 см, длиной 80 — 90 см — внутренний из полиэтилена и внешний из легкой прорезиненной ткани, проклеенной по швам. Оба мешка завязывают с перегибом горловины. Для сыпучих продуктов (сахарного песка, сухого молока, круп) и масла удобно использовать различные полиэтиленовые канистры с завинчивающимися пробками. Пробки следует уплотнить резиновыми прокладками.

К Оглавлению